Маркировка упаковки
Термин «маркировка» происходит от немецкого глагола markieren (ставить знак, отмечать) и обозначает выделение какого-либо объекта из среды ему подобных путем нанесения на него специальных символов, сообщающих о его отличиях.
Абсолютно любая выпускаемая продукция должна быть промаркирована либо в соответствии с нормами и требованиями различных действующих ГОСТов, либо в соответствии с правилами, установленными самими производителями. Как правило, маркировка продукции, так же, как и маркировка упаковки, представляет собой или графическую, или буквенно-цифровую информацию.
Не стоит недооценивать воздействие профессионально выполненной маркировки того или иного изделия на конечного потребителя. Именно она не только дает полную информацию о товаре, но и мотивирует покупателя на его приобретение.
Маркировка упаковки содержит следующую информацию о продуктах питания или о промышленных изделиях: логотип производителя, наименование, дату изготовления, срок реализации, ГОСТ или ТУ, вес, штрих-код и т. д.
Необходимая маркировка наносится на ту или иную упаковку тремя способами:
- Во-первых, для этого могут быть использованы различные этикетки или наклейки.
- Во-вторых, путем нанесения печати на картонные коробки или гофротару, непосредственно во время производства упаковки.
- В-третьих, с применением специального маркировочного оборудования, либо вмонтированного непосредственно в линии, расфасовывающие и упаковывающие товар, либо ручного. В число такого оборудования входят промышленные маркировочные принтеры, маркираторы, каплеструйные принтеры и датеры.
Маркировка может быть, как служебной, так и общей.
Общая маркировка упаковки
Эта маркировка содержит данные, в которых заинтересован, прежде всего, конечный потребитель, а именно: название фирмы-производителя, ее адрес, название изделия или продукта, его вес, количество и состав, а также способы его транспортировки и хранения.
Общая маркировка не подлежит изменениям, поэтому ее наносят в процессе изготовления упаковки в типографии. Она представляет собой, как графическую, так и буквенно-цифровую информацию. Основным требованием, предъявляемым к подобной маркировке, является легкая читаемость всех имеющихся данных.
Служебная маркировка упаковки
Служебная маркировка не является неизменной. Это связано с тем, что во время производства и хранения того или иного изделия нужен определенный учет, позволяющий отследить каждую единицу продукции от конвейера до прилавка. Типографский метод, применяемый при создании общей маркировки, здесь будет совершенно неуместен, так как не дает возможности персонификации каждого отдельно взятого товара. Служебная маркировка упаковки наносится термотрансферным, лазерным и каплеструйным оборудованием.
Служебная маркировка содержит информацию в виде штрихового кода или определенного набора цифр о внутреннем артикуле, порядковом номере, дате изготовления и номере партии.
Как правило, штриховой код нужен для того, чтобы идентифицировать товар при складском хранении или при реализации его через торговую сеть.
Служебная маркировка (особенно штрих-код) должна быть яркой и контрастной. Кроме того, необходимым ее качеством является стойкость к истиранию, которая иногда применяется и как дополнительная защита от подделок товара.